главная nazad описание opis opis opis

Большая Жандармская и Малая Жандармская (с 1830-х годов до 1881г.). Жандармская (1881—1888гг.). Мариинско-Благовещенская (1888—1919гг.). Пятакова (1919—1937гг.). Современное название улица получила в 1937 году, в честь актёра и режиссёра Панаса Саксаганского.

В 1830-х годах, в связи со строительством Новой Печерской крепости, вследствие чего фактически был снесён Печерск и отселены его жители в другие части города, началось освоение местности южнее Золотых ворот.

Тогда же от эспланады крепости в сторону Брест-Литовского шоссе были проложены 2 новых улицы — Большая Жандармская (до улицы Тарасовской) и Малая Жандармская (от улицы Паньковской до района будущей Галицкой (Победы) площади). Пространство между улицами Паньковской и Тарасовской было занято частными усадьбами. Примерно в районе пересечения с нынешней Тарасовской улицей располагались огороды горожан, клочки земли, разделенные между собой жердями. Поскольку огороды находились в частном владении на задворках старых усадеб, город долго решал проблему, каким образом, не нарушив прав обывателя, но и не в ущерб хозяйству Киева, ликвидировать эти огороды и объединить обе части улицы в единое целое. Компромисс был найден в 1881 году, когда улица получила имя Жандармской, а бывшие хозяева усадеб воспользовались правом на государственную субсидию по строительству жилья с правом выбора новых огородно-садовых участков в незастроенной части Киева.

Со временем, из-за появления на улице Мариинского общества и строительства церкви Благовещения, улица была названа Мариинско-Благовещенской. Мариинское общество сестёр милосердия было организовано в 1878 году, после окончания русско-турецкой войны. Общество занималось предоставлением медицинской помощи раненым военным; киевляне охотно жертвовали деньги на такое дело, а филантроп Николай Терещенко передал 10 тысяч рублей на приобретение земельного участка на современной улице Саксаганского. В 1913г. там было возведено здание Мариинского общества Красного Креста (сейчас — № 75). Здание построено архитектором Валерианом Рыковым, в стиле венецианского ренессанса, фасад украшен рельефами на тему ухода за ранеными и скульптурами мастера Фёдора Балавенского, символизирующими Любовь, Милосердие, Жизнь и Медицину.

Вторая часть в названии улицы происходит от Благовещенской церкви, построенной в 1887 году архитектором Владимиром Николаевым и снесённой в 1935 году. От церкви осталось только здание церковно-приходской школы (№ 64). Сразу после русско-турецкой войны, в 1878 году, в Киеве была организована Мариинская община сестер милосердия, которая занималась организацией сестринской помощи раненым воинам. Столь благородная цель встретила самое сочувственное отношение у киевлян. Главные потребности общины были обеспечены пожертвованиями доброхотов. Так, известный филантроп Никола Терещенко предоставил 10 тысяч рублей на покупку обширного земельного участка (свыше 40 «соток») по нынешней Саксаганского, 75

Панас Карпович Саксаганский (настоящая фамилия Тобилевич) родился 150 лет тому назад. В конце 19в. все три брата ТобилевичиСаксаганский, Садовский и Карпенко-Карый, корифеи украинского театра, после длительного перерыва стали работать в одной труппе в театре братьев Бергонье (теперешнее помещение театра русской драмы им. Леси Украинки). Это было объединенное общество украинских артистов под руководством вышеупомянутых братьев. Игра их пользовалась огромным успехом. Интересно, что Саксаганский играл исключительно комедийные роли, например, Голохвастова из пьесы «За двумя зайцами», Омеляна Григорьевича из драмы «Бурлачка», Гераську из водевиля «По ревизии» и особенно доезжачего Харько из пьесы «Паливода ХVIII столетия».

Жил артист на улице Жилянской (бывшая Жадановского), в доме №96, на фасаде которого установлена мемориальная доска. На ней указаны киевские года его жизни:1912-40гг. Жилянская (Жадановского) расположена на расстоянии одного квартала от улицы Саксаганского и идет параллельно ей. Б.П. Жадановский был участником революции в Киеве в 1905-07 гг., членом партии большевиков с 1917 года. Он погиб в 1918 году в Крыму, во время боевых действий. Естественно, переименовать улицу Жадановского, на которой жил и умер в 1940 году Саксаганский, никто бы тогда не посмел.

На Саксаганского произошли большие перемены. Киевляне, чье детство пришлось на далекие послевоенные годы, прекрасно помнят, что в 1950-59 гг. так называемый Летний цирк успешно функционировал на пересечении улиц Саксаганского и Большой Васильковской (Красноармейской). Но уже в 1960 году на площади Победы было сооружено стационарное кирпичное помещение цирка на 2000 мест (архитектор В.А. Жуков). Построенное на месте бывшего Еврейского базара (Евбаза), оно стало настоящим украшением города.

Помнят немолодые киевляне и уютный кинотеатр «Ракета», который находился в то время в конце Саксаганского, в доме №102. Его вскоре закрыли, зато в начале улицы в 1974 году построили новое четырехэтажное здание Дома кино. Там имеется три кинозала (на 50,150 и 720 мест), библиотека, кафе и т.д. Очень жалко, что отсюда убрали трамвайные пути – трамвай был неразрывно связан с улицей в памяти киевлян нескольких поколений.

Но вернемся в послевоенное прошлое улицы. Последний квартал. Нечетная сторона. Рядом – не закрытый еще Евбаз. Пленные немцы строят здание пенициллинового завода. Хмурое и серое, оно и поныне стоит здесь. Долгие годы здесь пахло пенициллином – запахом детства для людей, которые выросли в этих местах. Вспоминаются маленькие галантерейные магазинчики, где продавались пудры «Гвоздика» и «Красный мак», кремы «Молодость» и «Земляничный», духи «Серебристый ландыш» и «Красная Москва». Вот детский сад во внутреннем дворике по улице Тарасовской (она пересекает ул. Саксаганского). Деревянный грибок, на красном фоне – белые кружки. Построенные из досок корабль «Аврора» и грузовой автомобиль зеленого цвета. Дворики с корытами, тазами и развешенным бельем. Здесь все знали друг друга. Здесь люди всегда были вместе и в горе, и в радости…

По материалам книги Виталия Баканова «Забытые страницы киевского быта»

Киев. Проспект Победы

Панас Саксаганский в роли Свирида Голохвастова