Контрактовая площадь (в 19в. - Торговая, Магистратская, после 1811г. - Александровская, Контрактовая), с 1919 по 1945гг. - Красная, с 1945г. до середины 50х годов - снова Контрактовая, с середины 50х гг - опять Красная, в 1989г. возвращено название Контрактовая. Роль этой центральной площади Подола была подчеркнута строительством здесь в 1132-36гг. церкви Богородицы Пирогощей - покровительницы торговли (17в. церковь называлась Успенской). Уничтожена в 1930-х гг и отстроена в древнерусских формах 1998г. После получения Киевом в 1494г. права городского самоуправления площадь превращается в административный центр Киева. Здесь размещается Магистрат. Отсюда название - Магистратская. В середине 18в. на площади над старым фонтаном, расположенным перед Ратушей, архитектор И. Григорович-Барский построил знаменитый кирпичный фонтан-фелициал, известный под названием "Самсон". Площадь в ее современных границах возникла после пожара 1811г. Она была распланирована, как и весь Подол, по проекту петербургского архитектора В.Гесте. Площадь приняла прямоугольную форму с полуциркульным выступлением в западной части для Успенской церкви (Пирогощи). Старая площадь была значительно расширена за счет сноса старой застройки, примыкавшую к ней, а также здания Ратуши. На ней предполагалось размещения административно-общественного комплекса, который должен состоять из Нового Контрактового дома, Магистрата и Почтовой конторы, а также Гостиного двора. Однако проект был осуществлен частично: по проекту архитектора В.Гесте был построен лишь новый Контрактовый дом (1815-17гг.). С тех пор площадь получила два параллельные названия: "Александровская" и "Контрактовая". Последняя возникла в связи с проведением в этом месте ежегодных рождественских контрактовых ярмарок, которые сопровождались различными праздничными мероприятиями, концертами |
Контрактовая площадь, 8. Усадьба сапожного цеха. Здесь со времён Киевского братства (нач. 16в.) размещалась организация подольских мещан-сапожников. Сапожный цех имел собственный устав, форму одежды, знамя (хоругвь) и печать. На эмблеме цеха был изображён огромный сапог в окружении разных женских сапожек и ботиночек. Дом построен на территории усадьбы скорняжного цеха, находился на углу площади и переулка, название которого неизвестно (в результате перепланировки Подола после пожара 1811 исчез). По решению, принятому 30 мая 1813 комиссией по восстановлению Подола, эта усадьба была предоставлена именитому гражданину, бургомистру Лакерди вместо его старой усадьбы вблизи Гостиного двора, где находился двухэтажный кирпичный дом уездного училища. Согласно обмеру, выполненному 1857 арх. И. Штромом, дом скорняжного цеха был типичным сооружением в стиле классицизма кон. 18 - нач. 19 в. 10 апреля 1850 усадьба переходит во владение купца 2-й гильдии Г. Покровского, который занимался вином, бакалейной и парфюмерной торговлей. 1857 он получил разрешение на реконструкцию здания по проекту арх. И. Шгрома. Однако проект не был реализован в связи с несоответствием архитектурного приложения к фундаменту и стен существующего дома. Поэтому 1858 арх. М. Самонов разработал новый проект, увязанный с предыдущей сооружением, который и был реализован. Реконструированный дом почти полностью соответствует проекту. Двухэтажный, с подвалом, кирпичный. От старого дома сохранились на первом этаже и в подвалах сводчатые перекрытия на столбах. Перестройка проведена в стиле позднего классицизма. Две части фасада, выходящих на Контрактовую пл., почти идентичны, хотя немного отличаются друг от друга по насыщенности архитектурными деталями. Стены первого этажа покрыты ленточным рустом. Оконные и дверные проемы - полуциркульные с архивольтами, треугольными и прямыми сандриками. Между прорезями - пилястры, на первом этаже - с бриллиантовым рустом, на втором - коринфского ордера. В доме три балкона с ажурными металлическими решетками. Венечный и междуэтажный карнизы - сложного профиля. Первый этаж изначально предназначался под магазины. Теперь входные двери преобразованы в окна. Проезд во двор арочный. Интерьер, ранее много оформлен ландшафтным живописью, лепкой на опорных столбах и плафонах, утерян. В доме в кон.19-нач.20в. размещалась Киевская городская бесплатная народная читальня, основанная 1891, а также ряд мануфактурных и других магазинов. Сооружение является неотъемлемым формирующим элементом исторической застройки Контрактовой пл. и представляет архитектурную ценность как один из немногих лучших образцов классицизма, сохранились до наших дней в Киеве. Теперь - на реконструкции. авторы - Марина Виноградова, Віталій Отченашко |
Контрактовая площадь, две церкви |
Контрактовая площадь, 10 Главный дом усадьбы (в глубине двора расположены два флигеля). Построен на месте 2этажного каменного дома, который был построен в конце 18 в. арх. И. Григоровичем-Барским для Григория (Юрия) Дранчева. В 1781г. этот участок был приобретен для первой в Киеве конторы Ассигнационного банка, который находился здесь до 1788г., когда был ликвидирован. В 1789г. усадьбу передано Малороссийскому почтамту для устройства губернской почтовой конторы, которая действовала здесь до пожара 1811. В нач. 20в. дом принадлежал купцу 1-й гильдии А. Липкесу - на замковом камне арки главного входа сохранилась монограмма владельца. Пятиэтажный, на подвале, кирпичный, в плане Т-образный, с боковым проездом во двор, в стиле модерн. Первый этаж использовался под магазин. Главный фасад симметричный, при его обработке применены рваный и полированный лабрадорит, гладкий и фактурный штукатурка, покраска поверхности стен и характерное для модерна лепки. В оформлении интерьеров квартир были использованы два варианта классицистического отделки, которые чередовались по этажам. |
Контрактовая площадь, 10, справа - 10а. Вид со двора |
Контрактовая площадь, 10а, напротив №10 во дворе |
Контрактовая площадь, 10а, напротив №10 во дворе |
Контрактовая площадь, 10а, вид с тыла |