Кинотеатр "Жовтень"

Внутри кинотеатра
Реклама

Встречи с известными актёрами
"Жовтень" сегодня

         Что является символом Подола? Конечно, величественная Андреевская церковь и Андреевский спуск с его таинственной стариной. А ещё площадь с Контрактовым домом, скверами и трамваями, Пищевиком и универмагом. И подольские горки, с высоты которых открываются замечательные виды на Подол. А ещё Набережная с Трухановым островом, как что-то неизведанное и зовущее. Но больше всего о Подоле, напоминают его кинотеатры, и впервую очередь наш любимый "Жовтень", в который мы сбегали с уроков. В который мы ходили и смотреть кино, и целоваться, и весело проводить время.

Кинотеатр перед открытием в 1929г.

 

Таким был кинотеатр "Жовтень" ( 3-й комсомольский кинотеатр, 9-е Госкино) после открытия в 1930 году

Фото из архива О. Войтовича

 

В 20в. на Подоле стали появляться дома в новомодном стиле конструктивизма. Яркий пример - построенный на улице Константиновской в 1930 году кинотеатр «Жовтень». Уже в послевоенные годы это место стало действительно центром культурной жизни Подола. Перед началом киносеансов здесь выступали музыкальные коллективы. В фойе кинотеатра находился огромный макет местности с озерами, мостами, населенными пунктами, горами и туннелями, по которому двигался игрушечный паровозик с прицепными пассажирскими вагонами. Работал буфет с широким выбором напитков, бутербродов и сладостей. Вдоль стен в фойе стояли обитые красным бархатом кресла. На стенах висели картины в дорогих рамах. Между диванами из красного дерева на высоких гнутых ножках стояли вазы на декоративных тумбах, а на окнах висели тяжелые набивные шторы. В этот кинотеатр сотни людей приходили как на праздник, уводящий от повседневных забот.

1930г. Кинотеатр на ул. Шолом-Алейхема (теперь Константиновская), 26. Открылся 8 ноября 1930 г., назывался "Девятое Госкино" и был рассчитан на 680 мест. Это первый из построенных после революции кинотеатров. Регулярные сеансы начались 29 января 1931 года, когда состоялась премьера кинофильма "Гегемон". Теперь — это знакомый каждому киевлянину кинотеатр "Жовтень". А строительные работы этого первого в Киеве отдельно стоящего здания кинотеатра происходили в период с 1929 по 1930 гг. Работы производил трест «Пайстрой» по проекту киевского архитектора Валериана Никитовича Рыкова.

Киевская газета «Пролетарська правда» от 30 января 1931 года писала: «… Вчера труженики Петровки (Подольский район – тогда так назывался в честь Всеукраинского старосты Петровского), и вместе с ними труженики всего Киева, торжественно отпраздновали огромную победу на фронте культурного строительства. Торжественно открылся новый кинотеатр «Девятое Госкино» на улице Шолом-Алейхема (ныне Константиновской) в рабочем районе города. Этот кинотеатр будет не только местом развлечения, а и организатором масс, лабораторией пролетарской культуры. В новом кинотеатре предусмотрены всесторонние потребности зрителя-пролетария. Для трудящегося есть возможность разумно использовать свободное перед сеансом время. Прежде всего, это читальный зал, библиотека… Имеется и комната, где вы можете поиграть в шахматы, шашки, домино. В подвале – стрелковый тир, где можно детально изучить винтовку, воинскую маскировку и теорию стрельбы.»

 

Так кинотеатр выглядел после войны в мае 1946 года.

 

1948г. Кинотеатр «Жовтень» на улице Шолом-Алейхема (нынешняя Константиновская)

А теперь о том, о чем не писали газеты и не любят вспоминать ответственные товарищи. Согласно проектной документации на утвержденном макете – с тыльной стороны кинотеатра предусматривался комплекс работ по благоустройству прилегающей территории. В частности предусматривалось снести нагромождение сараев, бараков и покосившихся халуп внутренних дворов на стыке улиц Щекавицкой и Шолом-Алейхема. На их месте должна была появиться парковая зона: дорожки, скамейки, беседки… Планировалось посадить саженцы яблок, абрикос, декоративных деревьев. Для выполнения этих работ было подключено Куреневское цветоводческое хозяйство. Но запланированные работы по благоустройству выполнены не были. Начались 30-е годы – время сталинских чисток и репрессий. Сейчас уже непонятно по какой причине, а может быть и без всяких причин, руководство цветоводства было арестовано, а деятельность хозяйства парализована. И как результат вышло вот что.

Зрители кинотеатра, поднявшись в зал ожидания (здесь же находится вход на балкон), из огромных окон воочию увидели неприглядную картину жизни трудящихся. Бараки с покосившимися стенами, помойные ямы, почерневшие от времени сараи, ужасные общественные уборные. И множество веревок с развешанной одеждой трудящихся: застиранной и залатанной… И на приемную комиссию, и на зрителей этот вид произвел жуткое впечатление. Со временем, кое-где «косметически» подкрасили, замазали, снесли, но все равно на долгие годы вид из окон оставался неприглядным. Но самое интересное, что через шестьдесят лет парк все же появился на этом месте. Центральный вход в кинотеатр был перенесен из небольшого вестибюля на углу Константиновской и Щекавицкой. Теперь главным фасадом кинотеатра стала его бывшая тыльная сторона. Сегодня здесь удобный центральный вход и благоустроенная парковая зона.

 

1950-е годы. Кинотеатр «Жовтень»

Кинотеатр «Жовтень»

 

1950-е годы. Кинотеатр «Жовтень»

 

1954г. Кинотеатр «Жовтень»

1957г. Кинотеатр «Жовтень»

1961г. Соответствующий репертуар фильмов.

1961г.

1962г.

 

1963г.

1963г.

 

1964г.

1965г.

 

1966г.

1966г.

1966г.

1967г.

1968г.

1969г.

1970г.

 

1970 г.

 

1971 г.

1971 г.

 

1971 г.

 

1981 г.

1981 г.

 

1981г.

 

1981 г.

1981 г.

 

1981г.

 

1981г.

1981г.

1981г.

1981г.

 

1987г.

1987г.

Кинотеатр в 2003м году

 

Кинотеатр в 2006г.

фото И.Однопозова

Эти истории произошли во времена, когда эпоха кинематографа обладала неудержимой притягательной силой. У кинотеатров толпились огромные очереди киевлян, объединенных единственной пламенной целью – попасть на киносеанс. Описанные ниже истории основаны на свидетельствах людей трех поколений. И все они связаны с киевским кинотеатром «Жовтень».

1. Во время немецкой оккупации названия киевских кинотеатров в корне изменились. Вместо порядковых номеров Госкино появились Метрополь, Эхо, Люкс, Орион… Девятое Госкино на Константиновской стало «Глория». На экранах демонстрировались не обремененные политикой немецкие мелодрамы: «Таковы уж эти мужчины», «Первая любовь», «Свадьба с препятствиями», «Женщина намерения», « Сальто-мортале», «Только любовь», «Танец вокруг света», « Индийская гробница» …

Но вот немецкие войска стали терпеть одно поражение за другим. Жить в Киеве стало напряженней и опасней. Усилились зверства Гестапо, не проходил кошмар Бабьего Яра. Тысячи киевлян стали насильственно угоняться в Германию. Облавы были каждый день. Никто не хотел бросать родных и уезжать в рабство на чужбину.

Однажды в кинотеатре «Глория» перед показом художественного фильма включили немецкий пропагандистский киножурнал. Показывали разрушенные войной советские города, пленных красноармейцев и вдруг на экране промелькнул советский истребитель, обстреливающий колону немецких солдат… И зрители, не сговариваясь, зааплодировали!!! А ведь в зале находились и немцы, и полицаи…

По окончанию фильма немцы придумали, как отомстить зрителям. Во время выхода на улицу из кинозала немцы с полицаями плетками били всех подряд зрителей. Попало и тем, кто аплодировал и тем, кто не аплодировал...

2.

Это произошло в 60-х годах прошлого века – времени дефицитов, застоя и взаимных услуг с черного хода. После войны кинотеатр «Глория» переименован на «Жовтень». В кинотеатре проходит «Неделя французских фильмов». Все фильмы цветные и новые, снятые на качественной пленке. Из фильмов запомнились серии о Фантомасе.

Билеты давно все проданы. Даже с рук невозможно купить за двойную или тройную стоимость! В вестибюле из трех касс открыта только одна – предварительной продажи, но и на ней надпись: «Все билеты проданы». Уныло стою в компании со своим другом Толиком, и вдруг наблюдаем такую картину. К открытой кассе подходит женщина и тихо говорит:
- Мне два билета, я от Альфреда Максимовича. И тут же получает заветные билеты от кассирши. Толик изумленно хватается за голову и говорит?
- А что если я тоже подойду к кассе и тоже скажу, что от Альфреда Максимовича?
- А не боишься?
- Нет. Толя делает умное лицо, небрежно подходит к кассе и заказывает два билета, сопроводив это фразой, что он от Альфреда Максимовича. И чудо, он тут же получает заветные синие билетики.

Прошло два года. Однажды пригласил девушку в кино, и снова билетов не оказалось. В отчаянии я решился снова подойти к предварительной кассе и попросить два билета, сказав при этом, что я от Альфреда Максимовича. И что вы думаете, тут же получил заветные билеты.

Потом я переехал с Подола на Куреневку и указанным «паролем» больше не пользовался. И все же кто такой этот всесильный Альфред Максимович – так и не узнал, хотя очень интересно было бы узнать и хотя бы поблагодарить…

Виталий Баканов Из книги « Забытые страницы киевского быта»

3.

Мои молодые соседи из 40-й квартиры, Аня и Володя, очень любили ходить в кино. Хорошие фильмы смотрели несколько раз. Но вот у них родился ребёнок. Год они ходили по очереди. А потом так приучили ребёнка, что тот засыпал в 9 вечера, а им удавалось пойти на последний сеанс. Что они и делали почти каждый день.

 

4. Бесплатное кино

билет для нас, школьников, стоил 10 копеек. Но даже их тратить было неоохота. Было множество способов посмотреть фильм бесплатно. За несколько минут до окончания одного фильма можно было пойти в туалет, а потом выйти и пойти в другой зал - уже на другой фильм. А можно было со двора подняться по лестнице в малый зал и бесплатно просидеть весь сеанс. Но чаще всего мы использовали другой способ. Вокруг трибуны, где стоял билетёр, валялись оторванные концы билета, на которых было напечатано слово "КОНТРОЛЬ". Несколько таких кончиков-контролей удавалось поднять и спрятать. А через пару дней, перед самым сеансом, когда уже звенел третий звонок, я пробегал с билетом без "контроля", делал вид, что отрываю этот "контроль", передавал билетёру заранее приготовленный "контроль" и бежал дальше в зал.

 

5. Кино для взрослых.

Одним из самых больших подвигов для нас, мальчишек 12-15 лет, было попасть на фильм "для взрослых". Порой бесцветные фильмы наделялись этим статусов, чтобы привлечь зрителей. А самые интересные картины не имели этого ярлыка. Советская цензура была беспощадной и увидеть что-нибудь "такого" не было ни малейшего шанса. Но для нас делом чести было попасть именно на такой фильм. Практически всегда это было достижимо. Пусть не с первого, а со второго-третьего раза удавалось просочиться. А назавтра взахлёб описывать перед друзьями якобы пикантные сцены. Но был один фильм, который не удалось посмотреть никому. Ни с третьей, ни с девятой попытки. Назывался он "Большая стирка" с Бурвилем в главной роли. Недавно с трудом нашёл его в инете и посмотрел. Ни малейшего намёка на откровенные сцены так и не нашёл.

 

6. Если в кинотеатре начинался показ нового приключенческого фильма

Однажды я проспал и пришёл в школу на второй урок. Какого же было моё удивление, когда в классе, кроме учителя, не было никого. Весь наш 9й класс ушёл в "Жовтень" на первый сеанс смотреть новый боевик. МГ (классрук), не долго думая, помчалась к директору кинотеатра, заставила включить свет и вывести её подопечных на свет божий. Часть класса пошла в школу, часть в ... другой кинотеатр. А три ученика спрятались и вернулись досматривать фильм.

 

7. Перед началом сеанса.

Считалось хорошим тоном (если имелись деньги) перед началом сеанса зайти в буфет. Обычно там покупали мороженое за 7 копеек "фруктовое" или за 15 - "пломбир". Конфеты "батончик" стоили 18 (молочный) или 26 копеек (киевский) 100 грамм.

Перед фильмов показывали киножурнал. Чаще всего, это была минут на 10 черно-белая документальная хроника "Новости дня". Состояла она из трёх сюжетов. Первый всегда о странах капитала. Борьба за права человека. Стычки с полицией, разгон водомётами и слезоточивым газом мирных демонстрантов. Втрой сюжет - о соцстранах восточной Европы. О том, как наши соседи по соцлагерю придумали новые лекарства, построили новый микрорайон или завод по выпуску нужных товаров. Последний сюжет был о СССР. Брежнев с кем-то встретился, где-то высокий начальник открыл новую больницу, а передовик перевыполнил план. Журнал заканчивался, включался на 2-3 минуты свет, опоздавшие занимали свои места, а мы пересаживались на места подороже и удобнее.

 

8. Во время сеанса.

Иногда во время сеанса пропадал звук или изображение. Считалось хорошим тоном закричать: "сапожник" или "пьяный кинщик", засвистеть или затопать ногами. После этого включался свет, механик что-то химичил, и через минуту-две фильм продолжали смотреть. Часто публика комментировала происходящее на экране, порой очень остроумно. Многие лузгали семечки, целовались, щупали друг друга, распивали спиртные напитки и спали.

 

Автор сайта благодарит Павла Горделадзе за помощь, оказанную им при создании этой страницы.