Главная страница

ул. Хорива, Дом Саввы Туптало

Назад к улице

Дом Туптало - каменный дом, принадлежавший с 1660 года киевскому сотник Савве Тупталу, отцу известного церковного деятеля Даниила Туптало, более известного под именем Святителя Димитрия Ростовского. Находился на Подоле южнее церкви Николая Притиска вблизи усадьбы Фроловский монастырь рядом с домом Артемихи, вместе с которым отошел к дому прихода церкви Николая Притиска.  

Об этом доме сохранились лишь единичные документальные свидетельства. Первое - самого Святителя Димитрия: в 1681 году в "Диариуше" (дневнике) он записал, что родителей дом стоит напротив церкви Св. Николая Притиска. Еще одно - в завещании от 1710 сестры св. Димитрия, Параскевы Тупталивны (как она себя называет), игумении Иорданского монастыря, приписанного к Кирилловскому. Она просит игумена с братией Кирилловского монастыря принять в дар "... дворъ отческому собственный близъ прижима Николы стоящий ...". Третье свидетельство - приведенный Закревского отрывок купчей грамоты от 1684 о том, что игумен Кирилловского монастыря Иннокентий Монастырский приобрел на Подоле большой дом с садом и просторным двором "[...] близъ пляцу некгдись Салтановского [...] ", на котором теперь" [...] мешкаетъ панъ Савва Туптало, сотникъ козацкого Киевский [...] "(отец Св. Димитрия Ростовского). К.Шероцкий к этому добавляет, что Савва Туптало, сподвижник Богдана Хмельницкого, поселился здесь в 1660.  

Дом этот видел в 1775-1787 годах поручик Василий Новгородцев и отметил в своем "Географическом описании города Киева", что отец Димитрия, митрополита Ростовского, "[...] быв сотникомъ киевскимъ Саввой Тупталомъ, даровалъ на ту церковь (Притисько-Микильську) домъ жилой его, противъ самой то церкви состоящих ". 

Новые сведения собрал историк и краевед Л.Похилевич. Они основывались на опросе тех подолян, которые хорошо знали топографию местности и вид дома Саввы Туптало. Это - протоиерей Флоровского девичьего Вознесенского монастыря Иоаким Игнатович, в 1811 году приобрел себе у купца Мединцова усадьбу неподалеку от церкви Николая Притиска и дома Туптало, а также владелец бывшей Тупталовой усадьбы в середине XIX века инженер-подполковник Чеснок. Согласно заключению Л.Похилевича, Туптала дом "... действительно существовал между этой церковью и Флоровским монастырём, во дворе купца Курлюкова, а ныне купца Новикова. Одноэтажный этот дом со сводами снес уже в 40-х годах купец Курлюков, о чем мы знаем от покойного инженер-полковника Чеснока, который обладал тем двором после Курлюкова ". Л.Похилевич уточнил местонахождение усадьбы, но, к сожалению, только по фамилиям ее владельцев. В Государственном архиве Киева удалось обнаружить два чертежа: часть плана Подола (1836 г.) с усадьбой Федора Корлюкова (в некоторых документах - Курлюкова), купца 3-й гильдии, и план усадьбы Николая Чеснока (1859 г.), инженер-полковника в отставке. Оказывается, купец Корлюков обладал бо'льшим, как в то время, участком, почти втрое больше того, которого у него купил впоследствии полковник Чеснок. Он располагался вдоль улицы Хоревой, от угла пересечения ее с Притисско-Никольской почти до Житнего торга (настоящего), граничил с усадьбой Флоровского монастыря. Что важно - участок располагалась напротив южного фасада церкви Николая Притиска. Эта деталь свидетельствовала главное: Туптала дом стоял южнее церкви. Впрочем нужно было еще выяснить, в какой именно части участка Корлюкова он находился - ближе к церкви или Флоровского монастыря? Из статьи Л.Похилевич следовало, что этот дом был именно на участке Чеснока, владельца Тупталового двора после Корлюкова. Чесночная же усадьба, как видно из чертежей, занимала ближайшую к церкви участок бывшей большой усадьбы купца. Поэтому именно там стоял дом Туптала? Это нужно было еще доказать. Длительные архивные поиски дали новые материалы. Выяснилось, что Корлюков покупал эту усадьбу в 1831-1832 годах частями в нескольких прежних владельцев, владевшие своими участками еще в конце 18-нач.19 века. Это были купец I-й гильдии Матвей Мединцов с семьей и потомками, семья купца I-й гильдии Лобко с женой Дарьей, дочерью и зятем Петром Клобуцким, а также семья Ляшкевича, подполковника (бригадира) Ляшкевича и "Бригадирша" Ляшкевич, кстати , сестра жены городского архитектора Андрея Меленского. Эти богатые подоляне после пожара 1811 года получили в 1813 году от Киевского магистрата, согласно новому плану восстановления Подола, земельные участки в квартале № 116, примерно там, где они обладали до пожара. Заметим, что участки эти были значительно меньше, чем до пожара, поскольку многие земли отошли к новым улицам и площади вокруг церкви. Вскоре после этого участки квартала № 116 стали перепродавать, произошли споры, распри. Купец Корлюков, откупив за долги усадьбы купцов Мединцова, Лобко и их наследников, сумел, действуя противозаконно, захватить и участок Петра Клобуцкого. В 1834 году тот подал на Корлюкова иск в Киевский магистрат. Благодаря судебному делу, а также выявленным планам и чертежам этого угла Подола удалось найти абрисы дома Туптало в усадьбе, где он стоял еще до пожара 1811 года. В иске Клобуцкий очень подробно описал топографию всех владений, их застройку, в частности отметил, что в усадьбе Бригадирши Ляшкевичевой, часть которой Комиссией по восстановлению Подола была предоставлена семье Лобко-Клобуцким, после пожара осталось "каменное с погребами строение". Сведения Петра Клобуцкого подтвердились и давними планами. Кроме известного плана Подола (1803 г.) А.Меленского, копию с планшета № 3 которого нам любезно подарила известный знаток исторической топографии Киева г. Людмила Пономаренко, ещё обнаружили в архивах еще два выполненые А.Меленским чертежа этой части Подола. На одном из них совмещена допожарная планировка кварталов с контурами новых кварталов по плану 1813. А второй чертеж - это эскиз застройки именно "нашего", 116 квартала, с датой "1813 7 мая". Особое внимание городского архитектора к этому квартала становится понятной, если вспомнить, что именно в этом углу Подола до пожара жили и были прихожанами церкви Св. Николая (Притиска) сам архитектор, его жена, надворная советница Меленская и ее сестра - бригадирша Ляшкевичева. Именно на чертежах квартала № 116 лучше видно старые и новые границы усадеб. Самое интересное, что на всех планах и чертежах 1803-1813 лет зафиксировано только два каменных здания во всех кварталах вокруг Притисско-Никольской церкви. Первая, как и писал Петр Клобуцк, это - большое, прямоугольное в плане здание, которе стоит на усадьбе бригадира Ляшкевича, напротив церкви, к югу от нее, на новой, после пожара церковной площади, вторая - значительно меньше, Г-образная в плане аптека в усадьбе Федора Бунге, аптекаря, - на древней улице Успенской (после пожара - Притисско-Никольской). Фамилии именно этих владельцев встречаются также в отдельных списках Комиссии по восстановлению Подола, составленных для тех погорельцев, в увадьбах которых были или "каменные дома", или деревянные на "каменном фундаменте", или "с каменным погребами". О здании в усадьбе подполковника Ляшкевича там сказано: "каменное с погребами строение". И именно об этом здании мы читали в иске Клобуцкого на купца Корлюкова. Итак, все сошлось: каменное здание сотника Саввы Туптало зафиксировано на планах Подола 1803, 1812-13 годов именно на усадьбе подполковника (бригадира) Ляшкевича (потом купца Корлюкова, полковника Чеснока, купца Новикова) в квартале № 116, прежний номер усадьбы - 2115, новый - 318. В квартале № 116 эта усадьба - угловая, ближайшая к южному фасаду Притисско-Никольской церкви. До пожара усадьбу ограничивали улицы: Успенская (переименована после пожара в Притисско-Никольскую) и бывшая Притисско-Никольская, частично отошла к площади вокруг церкви, частично исчезла. Согласно новой уличной сетки Подола, дом Саввы Туптало попал за пределы квартала № 116, прямо в юго-восточный угол церковной площади (его теперь образуют дома № 2 и 4 на ул. Хорива). Там он стоял по диагонали к углу площади и был разобран не позднее весны 1836, потому что на плане части Киева с усадьбой Корлюкова, который датируется 1836 годом, каменные Саввы Туптало уже не видим. Так наконец разгадана давнюю загадку о том, где стоял дом сотника Саввы Туптало. Считаем, что на четырехэтажном доме на ул. Хорива, 4, ныне реконструируется, следует установить таблицу, чтобы увековечить историческую память о выдающихся людях 17 века с украинского казацкого рода: Савву Туптало, сотника Киевского полка, защищал город от врагов, и его славного сына Святителя Божия Димитрия Ростовского (в миру Даниила Тупталенко). Теперь представим себе, как выглядел Туптала дом, эта, по Л.Похилевичу, здание "одноэтажное каменное с сводом". В Киеве строительство каменных зданий начинается с последней трети 17 века. Это были крепкие одно-или двухэтажные здания, с толстыми стенами, каменными из кирпича-"перчатки" и камня, с продольным размещением помещений. Они перекрывались крепкими крещатыми или Коробова сводами, как и глубокие каменные подвалы. Дома эти служили и для жилья, и для обороны жителей от врагов. Поскольку история не сохранила описания внешнего вида дома сотника Туптало, здесь нам могут пригодиться его аналоги. Так, Закревский сопоставил дом Туптало с каменным доиои богатой киевской мещанки 18 века Артемихи, обосновав это тем, что "Туптала дом был по соседству с домом Артемихи и сходный с ним". А дом Артемихи "каменный, крытый черепицей" стоял "на Подоле вблизи Канавы" (примерно там, где теперь улица Верхний Вал). Это каменное здание историк еще мог видеть во 2й половине 19 века. Согласно Закревскому, в его архитектуре отразились вкусы 17 века, "когда преобладало итальянское рококо, искаженное французами, немцами и поляками" (заметим, что здесь он показывает собственные, достаточно субъективны архитектурные предпочтения). К счастью, есть достаточно хорошие рисунки дома Артемихы - одноэтажного (конца 17 века.) И перестроенного, уже двухэтажного (18 в.). В центре него - большое крыльцо-прихожая, выступающий далеко вперед. Высокую кровлю завершает фронтон. Стены по углам укреплены широкими перспективными пилястрами, а небольшие окна и двери окаймлены грубоватыми сочными стенками и лепкой. Всё здание - плотное и пышное, украшенное с присущей украинскому народу живописностью. Правда, его барочная архитектура, с тяжелыми формами, еще не получила изысканности, так поражает в церковной архитектуре конца 17 - начале 18 века. Примерно таким мог быть дом сотника Саввы Туптало. 

автор - Наталья Рогожина
Главная страница   Назад к улице